При попытке снять помещение в аренду в Кургане или любом другом городе России бизнесмены сталкиваются с рядом трудностей. Это и соответствие арендного зала минимальным требованиям, и согласование ремонта с управляющей компанией, и составление договора. Нюансов очень много, и лучше заранее подстраховать себя на случай форс-мажора.
Варианты поиска
Их всего два:
- С участием брокера. Специалист берет на себя все организационные моменты – отбор помещений согласно требованиям, встреча с арендодателем, осмотр объекта, заключение договора на выгодных условиях. Но за свои услуги брокер берет комиссию.
- Самостоятельно. Лоты можно искать на открытых платформах и сервисах. Экономный подход, но он отнимает много времени. На мониторинг каталогов, общение с собственниками, осмотр объектов и отслеживание чистоты сделки уходят силы, финансы потенциального арендатора.
Основные критерии выбора
- Локация. Район зависит от специфики вашего бизнеса. На центральных улицах прекрасно работают бутики, магазины косметики, закусочные, отделы с сувенирами. В спальных районах разумно размещать точки по продаже продуктов, товаров повседневного использования и бытовой химии.
- Проходимость. Продажа неуникальных товаров будет успешнее, если разместить магазин в местах с высокой проходимостью. Это актуально для ларьков с быстрой едой и напитками.
- Соседство. Бизнесы с одной целевой аудиторией могут увеличить трафик друг другу (минимаркет со здоровой едой и спортклуб, кальянная и табачный магазин).
- Стоимость аренды. Ключевой фактор, на который нужно закладывать не более 30% от выручки. Нередко собственники предоставляют отсрочки платежа или арендные каникулы. Но всегда есть риск повышения ставки со временем.
- Условия использования. Это касается зон ответственности за состояние помещения, ремонт и другие расходы по обслуживанию объекта. При аренде площади в нежилом здании можно договориться об удобном времени работы, свободном входе ночью.
- Техническое состояние. Бизнес, попадающий под государственные проверки, нужно размещать в специально оборудованном месте. Нередко арендатору приходится вносить изменения в техническое состояние объекта – монтировать систему вентиляции, кухонную зону и вытяжку. Для экономии на ремонте стоит выбирать объекты с отделкой.
Осмотр помещения
Ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание:
- Входная группа. Потенциальные покупатели должны без проблем попадать в магазин без обхода всего здания, спуска в цоколь или прохода через смежные помещения.
- Зона разгрузки. Наличие территории для приема грузовых машин с товаром или оборудованием – большой плюс.
- Парковка. Важный атрибут для строительных и мебельных магазинов, салонов красоты, ресторанов и кафе. Это вопрос удобства для клиентов.
- Вывеска. На монтаж нередко требуется разрешение от жильцов, если заведение планируется открыть в обычном доме. Также могут быть ограничения от местных властей по размеру вывески, времени ее работы и звуковому сопровождению.
- Коммунальные услуги. Электросеть должна выдерживать оптимальные нагрузки без перебоев и отключений. Также стоит уточнить наличие счетчиков и телефоны обслуживающих организаций.
- Коммуникации. В зависимости от специфики бизнеса в помещении должна быть хотя бы одна мокрая зона для персонала и клиентов.
- Кондиционеры. Клиенты оценят оптимальный климат в помещении, от температуры внутри также зависит состояние продукции и работа оборудования.
Оформление документов
Собственник на момент подписания договора должен предоставить следующие бумаги:
- паспорт;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- выписка из ЕГРН;
- технический план помещений со схемой и точной площадью;
- договоры с обслуживающими организациями;
- доверенность, если подпись ставит не директор компании, а его представитель.
Со стороны арендатора потребуются другие документы:
- паспорт;
- сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- доверенность, если сделку проводит представитель.
Оформление сделки проходит с двумя документами:
- договор аренды;
- акт приема-передачи помещения.
В договоре важно прописать все существенные условия:
- Объект и субъект сделки.
- Размер арендной платы.
- Акт приема-передачи.
- Сроки.
- Отсрочки платежа и другие льготы.
- Ремонт и улучшение технического состояния объекта.
- Пользование оборудованием, мебелью и другими предметами в помещении.
- Право субаренды.
- Досрочное прекращение договора.
- Продление срока договора.
- Штрафы.
В зависимости от направления бизнеса могут потребоваться и другие пункты.